История Развития Морского Страхования

Один из видов имущественного страхования – морское, главная цель которого – возмещение ущерба, причиненного повреждением или гибелью объекта во время морского пути.

Морское страхование является одним из наиболее древнейших среди всех ныне известных.
Оно появилось из-за повышенной опасности морского путешествия.
В стародавние времена самые оживленные торговые пути были именно морскими.
Суда, перевозившие дорогостоящие товары, подвергались погодным и стихийным бедствиям и нападениям пиратов.

Первые Страховые Договоры

Ради обеспечения безубыточности торгового предприятия было изобретено страхование торговых судов.
Достоверно неизвестно, когда была заключена первая страховая сделка.
По одной из версий, страховые сделки заключались уже в 10-8 вв. до н.э. в городах Леванты.
К Средним векам морское страхование было законодательно оформлено во многих европейских городах.
Самый старый полис, сохранившийся до наших дней, принадлежал генуэзскому купцу, заключившему его в 1347 г.
Это было заемное письмо на сумму 107 фунтов серебром.
Получатель обязался вернуть всю сумму в том случае, если корабль Santa Clara, вышедший из порта Генуи, не пребудет на Майорку в течение шести месяцев.

В начале 17 в. центр международной торговли переместился из Средиземноморья в Голландию и Англию.
Морское страхование начало распространяться повсеместно. Как следует из одного из оригиналов полисов того времени, страховалось и судно, и транспортируемый груз.
Так, в полисе указано, что грузовой корабль, отправляющийся по маршруту Лиссабон-Венеция-Лиссабон, был застрахован от рисков во время стоянки в порту отправления, погрузки, плавания, стоянки в порту прибытия в течение 24 часов.
Страховка на груз распространялась на время его нахождения на борту.
В полисе были обозначены как морские, так и не морские опасности.
В перечне застрахованных рисков – война, нападение пиратов, конфискация товара и судна каким-либо государственным правителем или народом, злоумышленные действия капитана и команды, а также большое количество рисков потерь, убытков или несчастий, которые могли бы произойти с грузом или судном.

Страховщиком стала группа купцов, каждый из которых отвечал за себя той суммой, которую указал в полисе.
Риск гибели товара в количестве 250 тонн и судна, его перевозившего, был застрахован в общей сумме на 900 фунтов стерлингов (ставка – 0,4%).

Ллойдовская Кофейня – Прототип Страховой Компании

Современное морское страхование сформировалось в кофейне Эдуарда Ллойда близ пристани.
Судовладельцы и страховщики встречались за чашечкой кофе для переговоров, здесь же составлялись листы со сведениями о годности кораблей.
Ллойд открыл кофейню в 1688 г., а спустя 8 лет информационные бюллетени начали печататься под названием Lloyd’s List.
Ежедневными они стали в 1734 г. и выходят, кстати, и по сей день.
В 1771 г. завсегдатаи кофейни, объединившись, организовали ассоциацию морских страховщиков.
Уже через восемь лет появился полисный формуляр S & G (ship & goods).
Одновременно с этим судовладельцы организовали собственную организацию.
Две ассоциации объединились в первой трети 19 в. и стали называться Lloyds Register of British and Foreign Shipping.
Благодаря формуляру, в судебной практике сформировалось прецедентное право.
Более двухсот лет полис действовал на территории Великобритании, уступив в 1900 г. место более совершенному механизму.

Лорд Чалмерс, используя наработанные принципы и понятия, предложил на рассмотрение в палату лордов билль, который был использован при составлении Акта морского страхования в 1906 г.
Став страховой корпорацией в 1871 г., «Ллойд» успешно функционирует и сегодня.
Он представляет собой объединение 179 синдикатов, между которыми и распределяется прибыль и убытки.
Агенты и сюрвейеры корпорации работают по всему миру.
Они оказывают консультативную, информационную и практическую помощь.
Сертификат, выданный «Ллойдом», считается солидным, квалифицированно составленным документом и принимается повсеместно.

Современное Морское Страхование

Созданный Marine Insurance Act вкупе со «Сводом правил», разработанным Лондонским институтом андеррайтеров, стали основными документами, которыми руководствовалось большинство страховщиков вплоть до 1982 г.
Однако же необходимость в сложных ситуациях при решении судебных дел искать прецеденты, делала процесс с каждым годом все сложнее и сложнее.
Судовладельцы неоднократно обращались с жалобами и предложениями модернизации системы.
Лондонский институт, идя навстречу, разработал новый свод правил и упростил форму полисов.
Современное морское страхование по-прежнему является одним из самых востребованных.
Если прежде необходимость обусловливалась несовершенством морских суден, отсутствием навигационных приборов и прочими проблемами, то сегодня повышен риск аварий функциональных частей, что может стать причиной затопления судна.
Объектом страхования может быть любой имущественный интерес: судно (яхта, катер и пр.), груз, фрахт, ожидаемая прибыль от груза, заработная плата членов экипажа, ответственность судовладельца и прочее.

Несколько лет назад морское страхование вышло за пределы интересов только профессионаолв морского бизнеса.
Целевая аудитория расширилась за счет тех, в чьей собственности находится моторная яхта, парусная яхта или любое другое маломерное судно.

Любители активного отдыха несут те же риски, связанные с эксплуатацией судна, что и крупные судоходные компании.
Продукты отечественных СК обеспечивают всеобъемлющую защиту материальных интересов владельцев судов.
Хранение яхты в ненавигационный период, транспортировка до места эксплуатации, регата, обслуживание яхты – всё это сопряжено с определенными рисками.
Помимо стандартных рисков, характерных для любого морского транспорта, маломерным судам грозит вандализм, угон, повреждение во время транспортировки и т.д.

Численность маломерных судов год от года растет.
Любителей активного отдыха не останавливают ни дороговизна яхтенного оборудования, ни высокий уровень рисков.
При этом приобретать полис страхования владельцы не спешат.
На сегодняшний день застраховано не более 30% яхт и катеров среди всех, зарегистрированных Государственной инспекцией.

Российские страховщики, используя многовековой международный опыт и наработки по страхованию крупнотоннажных судов, а также учитывая особенности эксплуатации маломерных судов, разрабатывают особые программы страхования.
Они соответствуют мировым стандартам и одновременно с тем отвечают особенностям отечественного рынка страхования.

Выйти на прогулку в море, не приобретя полис страхования, - такое могут позволить себе только россияне.
Западные судовладельцы, не позволяя себе столь беспечно относиться к дорогостоящему имуществу, обеспечивают защиту имущественных интересов, приобретая полисы морского страхования.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить